Вы 3 часа думали, какие обои лучше выбрать, и в итоге закупили 15 рулонов самых дорогих, но они оказались бракованные? Вы нашли идеальный костюм, но после примерки дома пришли к выводу, что цвет вам всё же не к лицу? Или может вы решили насладиться любимым йогуртом, но он покрылся плесенью, хотя срок годности ещё не прошёл?
Первая мысль – бежать в магазин и требовать компенсации за моральный ущерб или возврата товара. Но в строительном магазине вам говорят, что обои обмену не подлежат. В бутике требуют предъявить чек, который вы не взяли на кассе. А в продуктовом клянутся, что это йогурт вы купили не у них. Кто же прав? И в каких ситуациях вы можете требовать возмещения ущерба?
Какие права имеет потребитель?
Покупка товара или услуги – это всегда обмен, в котором участвует минимум две стороны: покупатель и продавец. В процесс могут быть также вовлечены производители и поставщики продукции, перевозчики, курьеры.
Когда вы платите за товар или получаете услугу, вы ожидаете, что они будут полностью соответствовать вашим ожиданиям. Но бывает, из-за недобросовестного производителя или некомпетентного перевозчика товар не соответствует заявленному качеству, а продавец отказывается принимать его обратно.
Как потребитель, каждый гражданин имеет право на:
- Свободный выбор товаров, работ и услуг (никто не может принудить вас купить ту или иную продукцию или не продать вам её)
- Покупку товаров, работ и услуг надлежащего качества, отвечающих правилам безопасности
- Получение информации как о товаре, так и о его производителе
- Возмещение убытков и морального ущерба при покупке товаров и услуг
- Государственную защиту своих прав в судебных и иных инстанциях
- Общественную защиту своих прав в общественных организациях и объединениях
- Создание общественных организаций потребителей
Каждый продавец (производитель, поставщик) обязан предоставить вам полную информацию о товаре, в перечень которой должны быть включены:
- Наименование товара
- Виды и особенности предоставляемых услуг
- Состав и характеристики продукции
- Стоимость и условия оплаты
- Условия приобретения
- Правила пользования, хранения и утилизации товара
- Дата изготовления и срок годности
- Наименование и данные о местонахождении изготовителя товара
- Количество и комплектность товара
- Гарантийный срок
- Отсылку к нормативным и правовым документам, которые устанавливают требования к продукции
- Штрих-код
Если вы купили некачественный товар, вы в праве востребовать у продавца:
1. Заменить некачественный товар
- Товар могут заменить как на полностью идентичный, так и на товар другой марки, модели и цвета.
- Если товар, который предоставляется взамен, идентичен, перерасчёта стоимости не производится.
- Если товар, который предоставляется взамен, имеет другой цвет, марку или модель, то стоимость пересчитывается в зависимости от стоимости товаров.
- Требование о замене должно быть выполнено немедленно. Если ввиду обстоятельств на месте сделать это невозможно, заменить товар вам должны в течение 14 дней. При нарушении данного срока продавец выплачивает компенсацию в виде 1% от стоимости продукции за каждый день просрочки.
- Если товара для замены нет на складе, товар относится к разряду дорогостоящих (в 400 раз превышает размер базовой величины) или технически сложных (техника, автомобили, мебель-трансформер и т.п.), то заменить его могут в течение 30 дней.
2. Уменьшить цену товара
- Размер уменьшения цены оговаривается продавцом и покупателем в индивидуальном порядке.
- Требование о замене должно быть выполнено немедленно. Если ввиду обстоятельств на месте сделать это невозможно, заменить товар вам должны в течение 7 дней. При необходимости проведения экспертизы – 14 дней.
3. Устранить недостатки товара
- Продавец должен устранить недостатки бесплатно.
- Требование о замене должно быть выполнено немедленно. Если в данный момент это невозможно, заменить товар вам должны в течение 14 дней. За каждый день просрочки продавец должен выплатить компенсацию в размере 1% от стоимости товара.
4. Возместить расходы за устранение недостатков товара
- Если вы устраняли недостатки некачественного товара самостоятельно, то можете потребовать с продавца возмещения расходов.
- Перед этим необходимо уведомить продавца и доказать, что товар действительно имел дефект, и вы потратили деньги на устранение именно этого дефекта.
- Если при устранении недостатков вы завысили стоимость расходов или они были не обоснованы, продавец может оспорить ваши действия в судебном порядке.
- Требование о замене должно быть выполнено немедленно. Если ввиду обстоятельств на месте сделать это невозможно, заменить товар вам должны в течение 14 дней. За каждый день просрочки продавец должен выплатить компенсацию в размере 1% от стоимости товара.
5. Вернуть денежные средства
- Требование о замене должно быть выполнено немедленно. В ином случае, заменить товар вам должны в течение 7 дней. При необходимости проведения экспертизы – 14 дней. За каждый день просрочки продавец должен выплатить компенсацию в размере 1% от стоимости товара.
- Если товар относится к разряду дорогостоящих или технически сложных, то заменить его могут в течение 30 дней.
6. Возместить убытки
- Помимо остальных требований, вы можете требовать дополнительного возмещения убытков за моральный ущерб.
- Максимальный срок – 7 дней. За каждый день просрочки продавец должен выплатить компенсацию в размере 1% от стоимости товара.
Согласно законодательству, вы в праве обменять или вернуть некачественный товар в течение гарантийного срока или срока годности продукции. Если такие сроки не установлены, то максимальный срок составляет 2 дня с момента покупки. В ситуации с недвижимым имуществом действует другое правило: если гарантийный срок не установлен, то предъявить свои требования вы можете в течение 3 лет с момента приобретения.
Если вы купили качественный товар, но он не подошёл вам по размеру, цвету, форме или разонравился, то вы имеете право вернуть его в магазин в течение 14 дней и получить обратно деньги в той же форме, что и произвели оплату (наличными, безналичными). Сделать это можно только при условии, если:
- Товар не был использован
- Товар не утратил своих потребительских свойств
- Товар будет возвращён в той же упаковке, в которой вы его купили
- У вас есть доказательство того, что товар был приобретён именно у этого продавца
*Однако не все товары, которые имеют надлежащее качество, вы сможете вернуть. К этому перечню относятся:
- Продукты питания
- Ткани, мех, ковровые изделия
- Отделочные материалы (паркет, ламинат, обои, плитка)
- Нательное женское и детское бельё
- Чулочно-носочные изделия
- Изделия из драгоценных металлов и с драгоценными камнями
- Бижутерия
- Технически сложные товары бытового
- Автомобили, мотовелотовары, прицепы
- Кузова, кабины, шасси, рамы, двигатели к автомобилям
- Мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ, прогулочные суда и иные плавучие средства бытового назначения
- Мебельные гарнитуры и наборы
- Парфюмерно-косметические товары
- Карнавальные принадлежности (костюмы, маски, полумаски)
- Товары бытовой химии, в том числе лакокрасочные материалы в негерметичной упаковке
- Канцтовары
- Аудио- и видеокассеты, дискеты и компакт-диски, другие технические носители информации
- Печатные издания
- Предметы личной гигиены, товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях
- Лекарственные средства
- Изделия из полимерных материалов, контактирующие с пищевыми продуктами, в том числе для разового использования в негерметичной упаковке
- Товары для домашних животных
- Цветы живые, елки, декоративные растения, саженцы, рассада, семена, луковицы, мицелий
- Товары секс-шопов специального назначения
- Табачные изделия
- Гражданское оружие и патроны к нему
Что делать, если потеряли чек?
Чек - не просто доказательство совершения покупки, но и гарантия защиты права потребителя. Если возникнет спор с продавцом или производителем, этот документ станет самым веским аргументом в вашу защиту.
Однако, если вы потеряли или выкинули чек, ваши требования всё равно должны удовлетворить. Главное – доказать факт покупки продукции именно у этого продавца. Кроме чека доказательством могут выступать:
- Показания свидетелей
- Упаковка товара или её фрагменты, где имеются отметки об этом продавце
- Документы (квитанция к отрывному талону или приходному кассовому ордеру; инструкция по эксплуатации; руководство пользователя; технический паспорт, оформленный без ошибок)
- Иные доказательства
Что делать, если между вами и продавцом возник спор?
Бывают случаи, когда для установления факта ненадлежащего качества или наличия дефектов товара, магазину необходимо провести экспертизу. Эта процедура должна проходить согласно следующим правилам:
- Экспертиза проводится за счёт продавца.
- Если будет выявлено, что дефекты товара возникли в ходе неправильной транспортировки, хранения или использования покупателем, тогда затраты на экспертизу возмещает покупатель.
- Проверка проводится в вашем присутствии, о чём вы можете указать в своей претензии.
- О месте и времени проведения проверки вас должны уведомить в письменной форме.
- При несогласии с результатами экспертизы вы можете оспорить их в судебном порядке или просвети дополнительную экспертизу за ваш счёт.
Куда обращаться при нарушении прав потребителей?
Если ваши права потребителя были нарушены, отстоять их можно:
- Самостоятельно
- Через представителя
- С помощью государственных органов
- С помощью общественных объединений
В каждом регионе Беларуси действуют собственные учреждения и организации, куда можно обратиться при возникновении конфликтов. Их сотрудники бесплатно предоставляют юридические консультации и проводят экспертизы.
Горячие линии по вопросам защиты прав потребителей:
- Брестская область – 8 (033) 692-36-80, 8 (044) 742-15-64, 8 (025) 755-16-98, 8 (0162) 50-70-70
- Витебская область – 8 (02136) 222-40
- Гомельская область – 8 (044) 708-95-78
- Гродненская область – 8 (029) 282-54-68
- Минская область – 8 (017) 322-19-05
- Могилёвская область – 8 (0222) 22-93-92
- Горячая линия Министерства торговли РБ – 8 (017) 200-92-02
- ОО «Белорусское общество защиты прав потребителей» в Минске – 8 (017) 262-96-08 (эксперты), 8 (017) 226-84-21 (юристы)
Также вы можете обратиться в любое другое общественное объединение, телефоны которых представлены на официальном сайте Минского государственного исполнительного комитета.
Что говорит Закон о защите прав потребителей в Республике Беларусь?
Главной правовой нормой и защитником отношений между покупателем и продавцом выступает Закон РБ «О защите прав потребителей», принятый в 2001 и действительный в 2021 году. Действие закона подкрепляется другими законодательными документами: Гражданским кодексом РБ, международными договорами и международно-правовыми актами в рамках ЕАЭС.
Закон о защите прав потребителей обязателен для всех потребителей и реализаторов товаров и услуг и играет важную роль в разрешении конфликтов между покупателями, продавцами и производителями.
Закон «О защите прав потребителя» состоит из 48 статей, которые включены в 6 глав:
- Общие положения
- Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителя
- Защита прав покупателя при реализации ему товара
- Защита прав покупателя при выполнении работ (оказании услуг)
- Государственная защита прав потребителей
- Общественная защита прав потребителей
Как защитить свои права в будущем?
Чтобы в дальнейшем избежать неприятных ситуаций, споров и быть готовыми к «встрече» с недобросовестными продавцами и производителями, всегда соблюдайте небольшую памятку:
- Внимательно изучайте товар и информацию о производителе/гарантии/сроках годности и т.п.
- При покупке берите чек на кассе.
- Претензию вы можете предъявить не только продавцу, но также производителю или поставщику.
- Если попался особо безответственный продавец, с которым вы постоянно воюете по поводу качества товара, пора подумать о том, как написать жалобу в вышестоящие органы.
Не обязательно наизусть знать законы, чтобы суметь постоять за себя. Элементарное знание своих прав окажет вам огромную услугу при предъявлении требований продавцу, возврате товара и получении денежной компенсации.