В случае с подъездами многоквартирных домов это особенно заметно: пока за строгим графиком уборки следит ЖЭС и ЖКХ, жильцы довольны по умолчанию, платят и не задумываются о том, откуда чистота берется. Но с 20 мая 2013 года дня вступления в законную силу Приложения к Постановлению №12 МинЖКХ РБ - официальные нормы, касающиеся уборки подъездов в Минске, изменились (вступив в противоречие с санитарными нормами МинЗдрава РБ). С тех пор далеко не каждый дом может похвастаться приятными на вид подсобными помещениями и территориями. Следуя закону и убирая подъезды реже, коммунальные службы не успевают справляться с горами рекламных листовок, сигаретными бычками, конфетными фантиками, непристойными надписями и банальной пылью. О том, как правильно следует убирать подъезды, тарифах на услуги клинеров и грамотном поведении в случае, если количество грязи растет, несмотря на своевременные взносы - в нашей статье.
Что говорят санитарные нормы?
Согласно актуальному по сей день документу №95 "Санитарно-гигиенические требования к обустройству и содержанию подсобных помещений и территорий жилых домов", принятому в МинЗдраве РБ 25.08.2009, периодичность уборки подъездов должна быть следующей:
- сухая уборка (подметание веником или щетки с использованием совка) выполняется 2 раза в неделю по утвержденному графику;
- влажная уборка с применением дезинфицирующих средств выполняется 1 раз в 2 недели.
Документ не запрещает убирать подъезды чаще, чем требуют официальные санитарные нормы: во многих случаях и этой частоты подметания и мойки лестничных пролетов недостаточно для поддержки чистоты.
Что касается остальных видов работ:
- сбором во дворе опавших листьев, веток, мусора, сметанием пыли необходимо заниматься через день;
- убирать пыль с потолков, мыть стены, тамбур, плафоны, радиаторы отопления - ежегодно;
- мыть окна - ежегодно весной;
- дезинфицировать крышку мусоропровода изнутри и снаружи - раз в 2 недели;
- подметать и мыть подвал, чердак и другие вспомогательные помещения - раз в полгода;
- вытирать мусороприемную камеру мокрой тряпкой - раз в 10 дней;
- подметать кабины лифтов - раз в 5 дней;
- счищать с крыльца и дорожек лед и снег - каждый день.
Частота травли насекомых и грызунов устанавливается ЖЭСом индивидуально, обычно дезинсекция и дератизация проводятся по мере обнаружения вредителей мастерами или поступлении жалоб от жильцов.
Что говорят в МинЖКХ?
В ЖЭУ свои взгляды на то, как правильно убирать в подъездах. По новым правилам периодичность проведения клининговых мероприятий зависит от отчислений жильцов, исходя из тарифа 53 коп. на одного прописанного в квартире человека. То есть, если в подъезде многоквартирного дома живет 100 человек, и каждый из жильцов раз в месяц платит 53 руб., этот подъезд за месяц "может себе позволить" мойку сверху донизу 1 раз и подметание веником - 2 раза, что никак не соответствует приведенным выше санитарным нормам. Остается только предполагать, в каком состоянии будет находиться первый этаж многокввартирных домов и новостроек, на котором грязь копится быстрее, чем в других местах. При этом официальные требования к чистоте мест общего пользования (МОП) остаются прежними: за состоянием подъездов следят работники ЖЭУ, сотрудники районного ЖКХ, представители райцентров гигиены и эпидемиологии.
Что делать, если график уборки подъездов не устраивает?
Согласно Указу №535 "Об оказании услуг ЖКХ", жильцы имеют право отказаться от уборки МОП службами ЖКХ и самостоятельно заняться решением вопроса о наведении чистоты.
Уборка подъездов в многоквартирном доме может быть разной:
- жильцы продолжают делать взносы, службы ЖКХ наводят порядок с частотой, зависящей от размера этих отчислений, жильцы моют и подметают лестницы и лифты дополнительно сами, если периодичность клининговых мероприятий их не устраивает;
- чтобы не зависеть от официальной периодичности уборки подъездов, жильцы отказываются оплачивать труд работников ЖКХ, находят частную клининговую компанию и сотрудничают с ней;
- жильцы отказываются от оплаты труда работников ЖКХ и составляют собственные графики уборки подъездов, распределяя очередность между квартирами.
Порядок действий жильцов многоквартирных домов, которым не нравится качество работы служб ЖКХ
Если в МОП многоэтажного дома очень грязно, и его жильцы готовы оплачивать услуги клинеров не по официальной стоимости 53 коп., а, например, платить бОльшие суммы частным организациям или не платить никому ничего и убирать самим по очереди, им следует поступить так:
- Все, кто пользуются помощью служб жилищно-коммунального хозяйства, в том числе, те, кто снимает и сдает квартиры, должны организовать общее собрание и обсудить вопросы, касающиеся самостоятельной уборки МОП или найма частной клининговой компании. По результатам обсуждение решение должно быть принято единогласно.
- Лицо, назначенное ответственным (например, старший по подъезду), готовит протокол, подтверждающий отказ всех жильцов от уборки МОП ЖЭКом. В протокол необходимо внести график проведения клининговых мероприятий так, чтобы он не нарушал официально принятые санитарные нормы уборки подъездов в многоквартирных домах.
- Ответственное лицо передает протокол в районное КУП "ЖКХ" или в свой ЖЭС. Существующий договор с жильцами будет прекращен, и они освободятся от регулярного внесения оплаты по официальному тарифу.
КУП "ЖКХ района" может объявить конкурс по выбору клининговой компании, занимающий от 2 недель до 2 месяцев. Жильцы также имеют право предложить частную клининговую организацию, которая устраивает их самих.
Стоимость клининговых услуг в Минске
Расценки у минских клининговых компаний разные. Стоимость сухой и влажной уборки чаще всего будет зависеть от площади подъеда. Есть фирмы, моющие стены, обметающие от пыли и паутины потолки в рамках стандартного тарифа, есть те, которые просят за это дополнительную оплату. Если подытожить сказанное, можно увидеть, что за удовольствие от постоянно чистого подъезда жильцам придется платить в 3-4 раза больше стоимости всех тех же услуг, оказываемых ЖЭСом.
Кто проследит за состоянием МОП, если их уборкой занята частная компания?
Даже если договор с жильцами был прерван на основании протокола, составленного на общем собрании, ЖЭС продолжит контролировать чистоту МОП и за отдельную плату уберет то, что не устраивает жильцов, если они вызовут мастеров, и мастера в присутствии двух свидетелей подпишут протокол. Примеры таких ситуаций - нецензурные слова на стенах и действия вандалов. Все это должно быть устранено в течение первого месяца после обнаружения.
Заключение договора с частной клининговой компанией или самостоятельная уборка МОП жильцами многоквартирного дома - выход из ситуации, когда качество или периодичность предоставления услуг ЖЭС не устраивает.