В Беларуси же все спокойно. Школы работают в штатном режиме, запрещены лишь массовые скопления и культурные мероприятия. А все меры по введению карантина возложены на самих людей:
- Родителям дозволено перевести детей на домашнее и дистанционное обучение, написав заявление на имя директора школы;
- Предпринимателям на рынках рекомендовано временно приостановить деятельность;
- Интернет-магазины ввели бесконтактные способы доставки;
- Нацбанк рекомендовал ввести кредитные каникулы до стабилизации ситуации.
А главное, уже более 300 компаний перевели своих сотрудников на удаленную работу. Не исключено, что эта тенденция будет подхвачена и более мелкими городами Беларуси. В конце концов, неизвестно, насколько действительно опасен коронавирус и как долго нам придется соблюдать меры карантина для сохранения собственного здоровья. Остается только устраиваться поудобнее и учиться работать дома не менее ответственно, чем в офисе.
Преимущества и недостатки удаленной работы
Если вы ранее не работали дома, то жизнь вам может показаться малиной. Ведь вокруг одни сплошные преимущества:
- Не нужно утром вставать по будильнику, ведь свою работу можно делать в любое время суток;
- Можно забыть о некомфортных пиджаках и шпильках и трудиться прямо в пижаме. А почему бы и нет?
- Можно основательно сэкономить на поездках, одежде и косметике;
- И уж вряд ли вам придется терпеть колкие шуточки коллег или взбучку от начальника;
- Да и риск подхватить любую ОРВИ намного ниже.
Недостатки же удаленки раскрываются постепенно. И некоторым они начинают отравлять жизнь уже на 2-3 день затворничества:
- Множество отвлекающих факторов. Дети требуют внимания, немытая посуда не дает усидеть на месте, еще и интересный фильм по телевизору начинается – сконцентрироваться на выполнении задач просто невозможно!
- Постепенно вы начнете скучать по коллегам. Ведь поговорить дома можно только с детьми или котом;
- Сказывается и отсутствие графика. Кажется, что все можно отложить на потом – сделать после обеда или ночью. Но в итоге вы срываете все дедлайны;
- Велик риск набора лишнего веса. Снижение подвижности и затворничество даже при том же ритме питания всегда прибавляет парочку килограммов в области талии и бедер.
Ликвидировать все недостатки удаленки можно, если ответственно подойти к делу и организовать офис на дому. Как это сделать грамотно, чтобы не метаться весь день между детьми, посудой и компьютером, поговорим далее.
«Золотые правила» удаленной работы
Дистанционный труд – отнюдь не новинка. На Западе многие фирмы давно предпочитают эту форму организации: она комфортнее для сотрудников, учитывает биоритмы и позволяет работодателю сэкономить на организации места в арендованном офисе. В Европе уже около 40% компаний практикуют эту форму занятости, в Беларуси же с ней знакомы преимущественно фрилансеры, репетиторы, программисты и консультанты по юридическим вопросам.
Но и они уже усвоили сводку «золотых правил», гарантирующих успех:
- Дистанционная работа – тоже работа. Относиться к ней нужно не менее ответственно, чем к офисному труду. Поэтому постарайтесь сразу определиться с графиком. Желательно отвести такое же время, как и в офисе – около 8 часов. Справитесь раньше – получите запас свободного времени;
- Не полагайтесь на хронотип. Оказавшись в самоизоляции, многие решают, что они – «совы» и спят до обеда. Вечер же – отнюдь не лучшее время для работы. Поэтому полдня уходит на сон, а оставшееся время – на игры с детьми и просмотр сериалов. Не допускайте этого – вставайте рано, не позднее 9 часов утра;
- Разделите время и пространство. Несмотря на постоянное нахождение в 4 стенах, вы должны провести четкую границу между работой и домом. Если у вас есть рабочий кабинет, то и сложностей с этим не будет – достаточно договориться с домочадцами, чтобы они не беспокоили вас в определенные часы и не заходили со своими просьбами и вопросами;
- Организуйте пространство. В месте, предназначенном для работы, не должно быть отвлекающих факторов – только компьютер, документы и канцелярские принадлежности. Возможно, пара милых безделушек – по вашему желанию.
К сожалению, большинство белорусов не привыкли работать дома и не имеют отдельного кабинета. Более того, проживая в однушке или двухкомнатной квартире сделать его не представляется возможным – для этого попросту нет свободного места. Но постараться создать рабочую атмосферу все же нужно.
Домашний офис своими руками: выбираем рабочее место
Конечно, карантин – временное явление. Поэтому затевать грандиозный ремонт с перепланировкой не стоит. А вот сделать небольшую перестановку – необходимо. И прежде всего, важно правильно выбрать место. Желательно, с возможностью закрыть дверь и оставить весь шум и домашние заботы за ней. Лучшими местами для мини-офиса в городской квартире способны стать:
- Кладовка. Это небольшое помещение есть во многих хрущевках, да и в квартирах новой планировки. Нужно вынести из нее годами копившийся хлам и посмотреть на него по-новому: что из этого вам действительно нужно? В большинстве случаев, около 70% вещей можно раздать или выбросить, оставшиеся компактно разместятся на полках. И останется достаточное количество места для размещения рабочего стола;
- Утепленный балкон или лоджия. В квартирах улучшенной планировки они достаточно просторны, чтобы вместить в себя стол, кресло и даже полки с документами;
- Уголок в спальне. Это оптимальный вариант для стандартной двухкомнатной квартиры – закрыв дверь, вы сможете оградить себя от домочадцев и созерцания домашних дел;
- Кухня. Многие квартиры новой планировки обладают роскошной кухней в 8-12 кв. м. Наверняка, там можно освободить место для рабочего стола. Этот вариант хорош даже для однокомнатной квартиры.
Как видите, тихий и уютный уголок можно найти в любой квартире. Главное, договориться с детьми и второй половинкой, чтобы во время работы вас не отвлекали и не беспокоили. Это должно стать правилом, которое обсуждению не подлежит.
Организация рабочего пространства
Нередко столы и полки в офисе украшены статуэтками, фотографиями и даже цветами в горшках. Не повторяйте этой ошибки дома. Оптимальный стиль обустройства рабочего места – минимализм:
- Для работы достаточно стола, удобного стула или кресла и компьютера;
- Если вы используете другие устройства – сканер, принтер, то постарайтесь также расположить их в рабочей зоне. С этим не возникнет проблем, если вы используете компьютерные столы современных моделей – там достаточно полок и ниш. Если же приходится обходиться стандартным письменным или журнальным столиком, организуйте рядом полку, на которой разместятся все эти устройства;
- Все документы, блокноты и канцелярские принадлежности также нужно расположить в ящике стола или на полке – в зоне досягаемости, чтобы достаточно было протянуть руку, чтобы их взять.
Если у вас все будет под рукой, то и лишний раз отвлекаться не придется. Остается только определиться с трудовым режимом. Ведь мы не способны беспрестанно работать 8 часов подряд: все люди и в офисе, и дома, отвлекаются на просмотр почты, социальных сетей, разговоры и прочие мелочи. Но если вы работаете на виду у начальства, это продолжается недолго. Дома же можно угодить в «круг сансары» и блуждать по интернету весь день. Поэтому, решив передохнуть, заводите таймер – 10-15 минут достаточно для восстановления способности к концентрации внимания.
Карантин не вечен. Но создание рабочего уголка в доме – огромное преимущество. Поэтому не поленитесь посвятить этому один день. В дальнейшем он окупится вам высокой продуктивностью и сокращенным до 5-6 часов в сутки трудовым графиком.