Согласно Гражданскому Кодексу Республики Беларусь, прежде чем подавать исковое заявление в судебные инстанции, одна из сторон, посчитавшая себя пострадавшей, обязана предъявить претензию.
Исключениями из правила являются те случаи, когда заключённый между сторонами договор предполагает урегулирование конфликта иными досудебными путями: к примеру, разрешение спора с помощью участия внесудебного арбитра или медиатора, а также путём устных переговоров.
Прежде чем переходить к попытке уладить разногласия без обращения в высшие инстанции, необходимо знать, как правильно составить и написать претензию. Ведь этот документ может стать отличной мотивацией для должника вернуть необходимую сумму, а для потерпевшей стороны – гарантией выиграть спор. Кроме того, досудебное претензионное письмо повышает шансы того, что между партнёрами останутся дружеские, уважительные партнёрские отношения в ходе дальнейшего сотрудничества.
Что такое претензия?
Претензия – это официальный документ, который предъявляется стороне, не выполнившей обязательства по заключённому договору. Другая сторона, в обязательном порядке, обязана дать ответ на претензию, который станет свидетельством того, что должник признаёт свой долг и согласен его выплатить. Претензия является предшествующим этапом урегулирования разногласий в экономическом суде.
К примеру, претензию можно составить, если вы недовольны состоянием и недостатками квартиры в новостройке и жеаете получить компенсацию. Или же вам необходимо вернуть долг.
Сторонами претензии могут выступать:
- Юридические лица
- Индивидуальные предприниматели
- Физические лица
Претензия имеет ряд преимуществ в урегулировании деловых споров:
- Отправитель получает возможность уведомить должника о сути и размере долга, а также о требованиях его погашения.
- Стороны получают возможность решить спор до суда и мирным путём.
- Должник получает право выполнить обязательства в добровольном, а не принудительном, судебном порядке.
- Кредитор получает веское доказательство и вещественную улику при дальнейшем обращении в суд.
Сроком ответа на предъявленную претензию считается месяц со дня получения документа (если иной срок не предусмотрен законодательством или же условиями заключённого между сторонами договора). Получатель письма обязан в письменной форме уведомить отправителя о получении, а также результатах рассмотрения претензии.
Виды претензий
На данный момент существует огромное количество видов претензий по разнообразным правоотношениям. Их классифицируют следующим образом.
По содержанию:
- О возврате денежных средств
- О некачественном товаре
- О срывах сроков поставки
- О погашении задолженности
- О невыполнении условий договора и т.п.
По типу договора:
- Договор на оказание услуг
- Договор купли-продажи и т.п.
По адресату:
- Банку
- Застройщику
- Поставщику
- Продавцу и т.п.
Претензионный порядок считается менее формальным, нежели подача иска в суд. Законодательной базой не предусмотрено жёстких требований касательно образца претензии. К тому же, в организациях составлением текста письма-претензии часто занимается юридический консультант или сотрудник, который имеет чёткие представления о правовой базе и нормах законодательства страны. Однако нередко данная обязанность ложиться и на плечи директора компании. Тем не менее, существует несколько обязательных условий, которые требуется указать в документе. Поэтому, необходимо иметь представление о том, как правильно пишется досудебная претензия.
Как составить претензию
В содержании письма-претензии в обязательном порядке указываются следующие сведения:
- Ф.И.О. заявителя претензии, а также иной стороны, которой претензия предъявляется
- Место регистрации и место жительства отправителя и получателя
- Дата предъявления претензии
- Обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии
- Доказательства данных обстоятельств
- Требования отправителя с ссылкой на законодательную норму
- Сумма претензии, а также порядок расчёта, если подобное подразумевается претензией
- Реквизиты отправителя (при наличии)
- Список сопутствующих документов
К претензии также необходимо приложить все выписки, копии документов, договоры, товарно-транспортные накладные и прочие документы, которые являются доказательной базой образования долга. Именно благодаря этим документам может быть доказана вина должника, а также будет установлен порядок, по которому должник будет обязан выполнить обязательства.
Помимо перечня обязательных пунктов, в претензии также должно быть дополнительно указано следующее:
- Размер штрафа, который заявитель может взыскать с должника в случае, если долг не будет выплачен в процессе досудебного урегулирования спора (тарифы и суммы штрафных санкций необходимо верно высчитать в соответствии с договором и законодательными актами).
- Сроки выплаты долга (в претензии заявитель может указать определённый период, за который должник будет обязан выплатить необходимую сумму задолженности).
- Сумма дополнительных расходов (в случае невыплаты долга должником и последующем обращения в суд, заявителю будет необходимо выплатить государственную пошлину, затратить определённую сумму на юридические услуги, поэтому он в праве указать все возможные расходы, которые может понести, в тексте претензии).
- Контакты юриста, с которым должен связываться должник в ходе урегулирования спора (если таковой имеется в организации).
Претензия подписывается руководителем организации, непосредственным составителем или доверенным лицом.
Как предъявить претензию
Претензия и все сопутствующие документы необходимо направить получателю. Сделать это можно несколькими способами, если иные не предусмотрены заключённым договором:
- Курьером
- Заказным письмом с обратным уведомлением
Претензия направляется по месту нахождения должника. Это может быть:
- Юридический адрес организации
- Адрес регистрации гражданина
- Место проживания гражданина (если он не проживает по месту регистрации)
По закону, в РБ сроком рассмотрения претензии должником принято считать календарный месяц (если иной срок ответа на составленную претензию не предусмотрен договором сторон). За это время получатель претензии обязан ознакомиться с текстом документа и выслать решение и порядок дальнейших действий. В случае отсутствия ответа на претензию ровно в срок, заявитель в праве обратиться в экономический суд.
Претензии могут быть различных видов. Каждая составляется в индивидуальном порядке. В качестве шаблона можно воспользоваться следующими примерами.
Образец письма досудебной претензии должнику в РБ
Образец претензии в РБ о взыскании суммы задолженности
Образец ответа на претензию в РБ
Образец претензии на некачественный товар в РБ
Претензии по недвижимости
В сделках с недвижимостью также иногда возникает необходимость составления претензии. Как правило, это связано с невыполнением обязательств по договору.
Самыми распространёнными являются претензии:
- По договору строительства
- По сдаче-приемке недвижимого имущества
- Задолженности арендной платы по договору аренды
- О возмещении ущерба при затоплении квартиры
- К застройщику
Грамотно составленная претензия может стать гарантией возврата денежных средств должником и мирного разрешения спора. Досудебное урегулирование конфликта не только сэкономит капитал на уплату судебных издержек, но и поможет сохранить дипломатические взаимоотношения между партнёрами.