Пестрящее разнообразие рекламных объявлений, улыбки и уверения риэлторов, красивый и уютный офис в центре города - все это еще не означает, что агентство действительно работает на уровне.
«В Минске огромное количество агентств, которые, грубо говоря, просто занимаются «кидаловом», - честно призналась риэлтер агентства недвижимости «Недвижимость и закон». – Почему граждане так скептически и недоверчиво относятся к работе агентств? Просто в большинстве своем люди, которые в первый раз этим занимаются, начинают обзванивать агентства и идут, как правило, туда, где им обещают с три короба. Идут, платят деньги, квартиру не находят – негатив, который автоматически распространяется на все агентства. Тут проблема еще в том, что люди не всегда хотят слушать реальную информацию. Много агентств, которые работают качественно и хорошо. Они изначально говорят людям правду, а это им не нравится. Например, когда нам звонят и спрашивают, есть ли квартира в Уручье за 180$, то мы честно говорим - нет, и такие варианты крайне редко бывают. А в другом агентстве человеку сказали – да, приезжайте, сегодня же подберем что-нибудь. Естественно, он идет туда, и получается то, что получается. Либо еще недавно была ситуация. Пришел к нам в агентство клиент и говорит, что ему нужна квартира на площади Победы, с евроремонтом, за 300 $, даже фотографии показывает. Таким клиентам мы тоже не в силах помочь, слишком амбиции завышены. Да, можно снять квартиру за эти деньги на площади Победы, но варианты гораздо скромнее. Поэтому для нормальной работы нужны не только адекватные риэлтеры, но и клиенты».
Как же найти «честное» агентство и сэкономить свое время и нервы?
Если свести воедино советы риэлтеров (опытом делились риэлтеры из агентств «Домовит», «Недвижимость и закон», «Квадратный метр», «Экспресснедвижимость») и отзывы посетителей различных минских агентств недвижимости, то получается, первый шаг при поиске – это опрос знакомых, друзей, коллег. Никто, кроме как сами «потребители товара», не расскажут лучше о работе агентства. Причем большинство советует расспрашивать не столько о самом агентстве, сколько об агентах, в нем работающих. Ведь даже в одном и том же агентстве работают разные люди. Причем, не всегда стаж – это показатель профессионализма. Порой и молодые агенты готовы «драться» за своего клиента до конца. Перелистывая страницы форумов, удалось найти шутливую классификацию риэлтеров, но, как известно, в любой шутке есть доля правды.
Риэлтеры в глазах населения
- агенты - тётки. Этой категории лиц свойственно опаздывать на встречу, а потом впопыхах рассказывать о квартире на продажу, параллельно раздеваясь и доставая из сумочки документы, планы. Причем, обычно при разговоре агент употребляет уменьшительные слова относительно объекта - квартирка солнечная, комнатки квадратные и стеночки ровные.
- агенты - мебель. В большинстве своем – это молодые люди, которые приезжая на встречу стараются вести себя как можно незаметнее, подпирать стену в прихожей, пока хозяин показывает свои хоромы. После общения возникает закономерный вопрос: а зачем такой агент вообще нужен?
-агенты - профессионалы. Это та долгожданная категория риэлтеров, за работу которых не жалко отдавать кровно заработанные деньги. Встречаются они редко, но после знакомства их телефон обязательно заносится в записную книжку, а «слава» разносится по друзьям и знакомым.
-агенты - невидимки. Прозваны так потому, что до реального, непосредственного общения с ними дело так и не доходит. Просто уже на стадии телефонного разговора агент ведет себя хамски, раздражительно, в общем, возникает ощущение, что он делает вам огромное одолжение, тратя свое драгоценное время.
Классификация может и не соответствует всем нормам и правилам построения, но зато весьма ярко подчеркивает все «достоинства» наших риэлтеров.
Советы выслушали, телефон раздобыли, следующие показатели, на которые стоит обратить внимание – это:
- стаж работы на рынке. Если агентство работает давно, то больше уверенности в том, что если через год, два что-то случится, то будет, по крайней мере, с кого спросить, кого искать.
- количество аттестованных риэлтеров и юристов. Чтобы выбрать можно было, а не прийти и работать, условно говоря, с Васей, только лишь потому, что он один на все агентство.
- количество квартир/ домов в базе. Хотя активная рекламная компания – это не всегда показатель качественной работы.
- количество положительных/отрицательных отзывов. С этим критерием не все так просто. Хорошо, если вам друзья смогли помочь и подсказали, а если нет. Книга жалоб и предложений, которая есть в любом агентстве, бережется сотрудниками как зеница ока. Посмотреть ее вам, может, и дадут, но вот почитать и вникнуть вряд ли. И даже если вы увидите на одной из страниц отрицательный отзыв, то вас тут же заверят, что ситуация была улажена, все разрешилось мирным путем. Правда, есть еще форумы. Информации там много, часто она носит противоречивый характер. Кто пишет о том, что агентства недвижимости - разводилы с большей дороги, а кто-то наоборот советует идти прямиком в агентство и не убивать время на бессмысленный прозвон объявлений из газет. Плюс форумов в том, что обычно народ охотно делится контактными данными агентов, работать с которыми было приятно, сделка была заключена во время, никаких форс - мажорных ситуаций не возникло. Так что можно насобирать базу из «прославленных» риэлтеров, а уж там выбрать того, кто придется по душе.
Выбор агентства – дело ответственное. Это как поход к врачу: мы же не идем к кому попало. Так почему же доверять свои жилищные вопросы можно «первому встречному»?! Перед тем, как подписать договор, убедитесь, что вам действительно хотят и могут помочь в этом агентстве, а не просто рассказывают сказки, дабы увеличить содержимое своего кошелька. Изучите ситуацию на рынке, просмотрите историю агентства, прислушайтесь к советам знакомых, а уже после принимайте решение. У любого действия есть последствия, и чтобы потом не кусать локти, лучше изначально проявить больше усердия и внимания.