- Сейчас сложилась опасная ситуация, которая может перечеркнуть возможности научно обоснованного восстановления потерянной исторической застройки в уникальной городской среде – это правая сторона улицы Торговая (теперь Зыбицкая), - говорит председатель.
Обстоятельства, сложившиеся на историческом объекте, начали активно обсуждаться еще три года назад. Первоначальный проект разрабатывался по заказу частных инвесторов ещё в начале прошлого десятилетия, затем был этап нового проектирования по заказу Мингорисполкома на протяжении 2009-2010 годов. Но ни один из проектов не отвечал требованиям комплексных научных исследований, градостроительным регламентам и законодательству об охране историко-культурного наследия.
Товарищество охраны памятников истории и культурыразработало альтернативный проект. Оба решения были рассмотрены в сентябре 2010 года на заседании научно методической Рады. Итогом стало утверждение предложения Минскпроекта, выполненного по заказу Мингорисполкома, но с многочисленными условиями. В частности, проект должны были привести в соответствие с действующим законодательством и международными методиками. Фактически предписание Рады предусматривало переработку проектного решения, с максимальным учетом материалов, собранных Товариществом, и результатов исследования, проведенных научным руководителем проекта Вадимом Глинником. По причинам, которые так официально и не были озвучены, рекомендации Рады Минскпроектом практически даже не рассматривались.
На фото элемент проекта реконструкции улицы Торговой Белорусского добровольного товарищества охраны памятников истории и культуры
А в начале 2011 года из-за дефицита бюджетных средств реализация утверждённого проекта стала вообще нереальной.
Во второй половине 2011 года Мингорисполком заключил договор с тремя инвесторами. Официальное соглашение предусматривало компенсацию в городской бюджет затрат на предыдущее проектирование и обязательный вынос с пятна застройки магистральных инженерных сетей. И вот тут получилась конфликтная ситуация. Основное противоречие старого проекта заключалось в том, что вдоль улицы был проложен коллектор, который нарушал историческую планировку улицы. Он расширил ее с 11-12 метров до 19.
На фото элемент проекта реконструкции улицы Торговой Минскпроекта
Новый проект, который разрабатывается Минскпроектом под руководством Сергея Багласова, предусматривает не только расширение улицы до 19 метров, но и строительство подземного паркинга на 200 машиномест, т.е. появится архитектура, которая не имеет ничего общего ни с материалами историческими, ни с материалами правовыми. Тем не менее, не смотря на все противоречия, Рада утвердила проект для дальнейшей разработки. По словам Антона Астаповича, схожая ситуация получилась и с юго-восточной частью замчища.
На фото элемент проекта реконструкции замчища Белорусского добровольного товарищества охраны памятников истории и культуры
Такое пристальное внимание Товарищества сконцентрировано на историческом центре не случайно:
- Минск – это столица. Негативные проявления в проведении работ на территории исторических центров городов и других территорий, имеющих историко-культурную ценность, и, следственно, нарушения законодательства из столицы расползается на регионы. Когда мы, наконец, добьемся положительных результатов здесь – это будет автоматически воспринято в регионах, - считает специалист.
На фото элемент проекта реконструкции замчища Минскпроекта
Кроме того, по мнению председателя, пока еще есть возможность приложить все усилия и вернуть ситуацию в положительное русло. Тем более что по официальной информации реконструкция замчища начнется только во второй половине 2014 года.
Что делать?
Специалисты Товарищества охраны памятников видят единственный путь, который может остановить неадекватное строительство, в проведении общественного обсуждения. С 9 июня 2011 года эта процедура регламентируется постановлением Совета Министров от 1 июня 2011г. № 687.
По словам председателя Товарищества, люди уже обратились с письмами в Мингорисполком, но госструктура пытается отказать в проведении дискуссии. Свою позицию власти города обосновывают тем, что подобное мероприятие уже проводилось в 2005 году. Обсуждался Детальный план реконструкции, реставрации, воссоздания и благоустройства исторического центра столицы.
- Мы не отрицаем итогов этого мероприятия, но Мингорисполком делает подмену понятий. Детальный план это отдельный проект. Это проект градостроительный, который определяет регламенты работ по отдельным площадкам, но не дает архитектурно-планировочных решений, - поясняет свою позицию Антон Астапович.
Проведение общественного обсуждения – сложная процедура, которая определяется положением, утвержденным Совмином. Далее через СМИ и интернет порталы госучреждений распространяется официальная информация. Проекты выставляются в доступных местах, чтобы люди могли с ними ознакомиться, и ставятся урны, куда скидываются письменные предложения. После этого проходит сессия публичного обсуждения, так называемые общественные слушания, по результатам которых составляется протокол, и принимается решение, стоит ли поддерживать итоги дискуссии.
В качестве положительных результатов подобных мероприятий Антон Астапович привел ситуацию в Могилеве. Там в 2010 году путем общественного обсуждения был отклонен проект организации, которая хотела построить офисный центр фактически на фундаментах иезуитского костела. Хотя документ прошел все инстанции и был утвержден Министерством культуры.
В том же Могилеве есть еще один примечательный случай. В историческом центре города, рядом с художественным музеем, в скверике хотят строить торговый центр. Могилевская общественность при поддержке Белорусского добровольного товарищества охраны памятников истории и культуры добилась общественного обсуждения, и есть надежда, что горожане одержат победу. Осенью брестские активисты добились рассмотрения не отдельно взятого объекта, а генерального плана целого города.
Товарищество охраны памятников истории и культуры надеется, что минчане также примут активное участие в дальнейшей судьбе столицы. Антон Астапович и его коллеги считают, что если на общественном обсуждении будут утверждены официальные проекты, то это будет значить, что они удовлетворяют жителей города, и они хотят их реализации. Свое мнение никто навязывать не собирается. Однако если гражданская позиция будет иной, то удастся сохранить главную ценность – историческую планировочную структуру одного из самых красивых городов Беларуси.
Наш портал Hata.by может помочь вам с поиском жилья, купить квартиру в Минске или недорогую новостройку.