Начало пути

Генрих Гай родился в Варшаве, той Варшаве, которая после восстания 1863 года приобретала черты Российской империи. Повсюду возводились православные церкви и классицистические казенные учреждения, в которых разрешалось говорить только по-русски. При этом в столице Польши всегда было много прекрасных инженеров и архитекторов. Многие из них работали в Беларуси, Литве и Украине.

В разных уголках нашего края остались замечательные произведения известных варшавских зодчих: Адама Идзьковского, Владислава Маркони, Тадеуша Растворовского и др. Генриху Гаю также было суждено стать выдающимся архитектором, который большую часть своей творческой биографии связал с Беларусью. Для этого ему, по окончании варшавской гимназии, пришлось отучиться в элитном Институте гражданских инженеров в столице Империи, в далеком Санкт-Петербурге. По окончании учебы, в 1898, молодой зодчий с дипломом инженера возвращается на родину, в свою Варшаву. Однако ненадолго.

Возвращение

Его манил к себе наш край. В апреле 1902 Генрих Гай составляет проект нового костела, на месте древней святыни в приходе деревни Волчковичи под Минском, на левом берегу реки Птичь. Основную часть суммы на строительство этого костела пожертвовал граф Е. Чапский. 9 ноября 1904 года костел под титулом Сердца Иисуса и Пресвятой Девы Марии был освящен. 3 марта 1906 г. приход в Волчковичах получила статус самостоятельного. Граф Чапский на свои средства построил здесь часовню, хозяйственные постройки, также по проектам Гая. На то время в приходе насчитывалось 2300 человек. Элегантный по своим пропорциям, костел был возведен из красного лицевого кирпича в стиле неоромантики.

Костельный алтарь, а также скульптуры Иисуса, Марии и Иосифа в них были изготовлены из песчаника и стукко, а ступени к алтарям - из мрамора. Амвон, балюстрада хоров и скамьи были изготовлены из дуба. Интерьер храма был украшен цветными витражами в остроконечных окнах. Большой костел в Волчковичах, сочетавший в себе элементы неороманики и неоклассицизма, действовал до второй мировой войны. В 1950-е гг. руины святыни взорвали…

А вот другим зданиям, возведенным  знаменитым зодчим в самом Минске, куда он перебрался на постоянное место жительства в 1906 году, повезло намного больше. Это и знаменитый дом, который вскоре, наверное, развалится от мемориальных досок, на углу улиц Маркса и Ленина, где сейчас размещается музей Петруся Бровки. Когда-то там было частное проектное бюро "Гай, Свентицкий & Co", где мастер воплощал на бумаге свои архитектурные фантазии.

Одним из ценнейших памятников минской старины является здание, расположенное на нынешней улице Советской, 19. Оно было построено в духе минской сецессии в начале XX века и принадлежало дворянину Уминскому. Прекрасный образец легкого неоклассицизма с элементами модерна после революции был приспособлен под  I Дом Советов, где проживали сотрудники государственных учреждений.

Генрих Гай также активно участвовал в строительстве Красного костела и многих других зданий в столице Беларуси и ее окрестностей. Таким образом, в создании образа Минска он сыграл исключительную роль.

На вершине

А вот вершиной творчества этого зодчего в нашем крае стало здание Общества взаимной помощи, где сейчас размещается Министерство внутренних дел Республики Беларусь. Архитектуру этого здания отличает модные в начале ХХ века элементы модерна. Когда-то эта импозантная монументальная постройка была одной из самых больших в Минске, на главной артерии города – улице Захарьевской (современный Проспект Независимости).

Каменное четырехэтажное здание Минского земледельческого общества взаимного страхования было построено в 1915 году. Владельцем земельного участка на улице Захарьевской, где была построена эта громадина, был граф Кароль Чапский. Его протяженный главный фасад занял целый квартал между Захарьевским переулком и Ново-Романовской улицей.

Правление общества располагалась на втором этаже. Первый занимали магазины, на третьем было Минское общество клубов, на четвертом - торговая служба Либаво-Роменской железной дороги. Здание стало одним из самых значительных памятников неоклассицизма.

Сейчас это здание - часть композиционного центра участка между площадями Независимости и Октябрьской - монументального административного ансамбля многоэтажек МВД и КГБ (дом № 17 по проспекту Независимости, 1945-1947 гг., архит. М. Парусников, Г. Боданов), что определило характер всей застройки проспекта.

Дом бывшего Общества взаимопомощи (пр. Независимости, № 15/6) образует левое крыло этого ансамбля, который занимает целый квартал в центре столицы. Именно архитектура здания Генриха Гая задала масштаб, характер и формат этой части города.

Строгая симметрия отдельных частей, равновесие всех архитектурных элементов и очень выверенный, детальный масштаб декоративных элементов, делают его эталоном архитектурного вкуса. В центре главного фасада когда-то был парадный вход, который был закрыт при более поздней реконструкции. Но и сегодня пластику его фасадов украшают симпатичные, неброские декоративные элементы: люкарны, отороченные косичками, гирлянды, декоративные металлические балконы. Лепными маскаронами, в виде герм, тягами и пилястрами, ионическими капителями обработан и торцовый фасад, выходящий сейчас на проспект. Эта угловая часть явно выделяется изо всей архитектуры проспекта своим полуциркульным очертанием первых этажей - приемом, полностью чужим архитектуре 1930-50-х гг. А наверху на углу здания размещена скульптурная композиция греческой богини плодородия Деметры с детьми, которая должна была символизировать плодородие и богатство. В материалах инвентаризации квартала за 1915-1916 гг. имеется ее краткое описание. Имя автора скульптуры, к сожалению, не упоминается. Вероятно, автором этих деталей был Станислав Гайдукевич, воспитанник петербургской Академии художеств, который часто работал совместно с Гаем. И это знаменитое здание также является плодом их творческого содружества.

Конец пути

После так называемой польской оккупации в 1919 году Гай не стал дожидаться прихода большевистской армии и уехал в Западную Беларусь, в Пинск, где стал архитектором воеводства, строя там государственные здания, банки и вокзал. До сегодняшнего дня в Пинске, Бресте и Барановичах стоят десятки зданий, которые построил в межвоенное время Генрих Гай.

Присмотрите для себя дом или квартиру в Бресте

В конце жизни архитектор перебирается, наконец, в родную Варшаву, где и заканчивает свой путь земной. И, слава богу, судьба распорядилась так, что Генрик Гай - знаменитый архитектор, которого хорошо знали и в Киеве, где он спроектировал знаменитый Бессарабский рынок, и в Варшаве, и в Петербурге - умер в своей комнате, на своей кровати. А его коллега, Станислав Гайдукевич, который стал главным архитектором Минска, был замучен в застенках НКВД, в 1937 г., как раз в тех стенах, что некогда они проектировали вместе с Гаем.

Уже в наше время, при реставрации одного из зданий министерства, строители нашли замурованную нишу, а в ней - спрятанную бетонную статую богини Деметры. Она была настолько повреждена, что сложно было ее узнать. Изображение Деметры воссоздали скульпторы Павел Цибуля и Александр Дранец. Сегодня обновленная богиня плодородия снова заняла свое законное место.